Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, террористического акта, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Цель создания плана организация эффективных действий всех участников образовательных отношений в чрезвычайных ситуациях и направлен на обеспечение физической, психологической безопасности и благополучия обучающихся и сотрудников Типы чрезвычайной ситуации - социальная (терроризм, экстремизм), - природные (ураган, буря), - техногенные (пожар, взрыв) Признаки определения кризисного характера ЧС Терроризм Терроризм - это преступление, всегда умышленное. При этом умысел террориста отличается от умысла людей, совершающих убийство, разбой, грабеж и т. п. Если, например, в случае убийства или грабежа имеются две стороны - преступник и жертва, то в акте терроризма есть и третья - органы власти или общественность, к которым апеллирует террористическая организация или террорист. Жертва террористов может и не интересовать. Их действия направлены на достижение своих целей посредством привлечения общественного внимания, запугивания населения и представителей органов власти. При этом проявляется безразличие к жертвам, что ведет к особой жестокости, массовой гибели невинных людей. Типовые признаки подготовки теракта появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки в районе объекта (территории) возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к определенным аспектам в его деятельности; неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото - и видеосъемки, составление планов, схем и т.п.; необоснованное вступление в контакт с персоналом и сотрудниками охраны, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности и т.д.; проникновение в подвалы и на чердаки лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию; приобретений грима и других необходимых аксессуаров для изменения внешности (накладных усов, париков, повязок и т.д.), а также частая, немотивированная смена верхней одежды; поиск лиц, из числа преподавательского состава, обслуживающего персонала и учащихся, способных за солидное вознаграждение выполнить малозначимую работу (передача пакета, свертка, посылки) в целях проноса во внутренние помещения учебного заведения Ураган, буря основными признаками возникновения ураганов, бурь и смерчей являются: усиление скорости ветра и резкое падение атмосферного давления; ливневые дожди и штормовой нагон воды; бурное выпадение снега и грунтовой пыли. Пожар Наличие запаха дыма; Незначительный огонь, пламя; Людская суета. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРИ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧС (РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ) При ухудшении обстановки и получении информации об опасности или угрозе возникновения ЧС, временно прекратить занятия и сосредоточить все силы и средства на выполнении работ по предотвращению или уменьшению последствий возникшей угрозы, для чего: № Мероприятие Ответственный Время исполне ния При угрозе взрыва 1. Сообщить о полученной информации Директор Валиева Патимат Валиевна «Ч»+15 мин. 2. Приостановить все занятия (работы, указать где), эвакуировать сотрудников и обучающихся из помещений (указать каких), проверить наличие всех сотрудников и обучающихся в установленном месте сбора Заместитель Султанова Фиалка Ахмедовна «Ч»+30 мин. 3. Встретить прибывшее спецподразделение органов внутренних дел и обеспечить обследование территории и помещений (указать каких). Возобновить образовательный процесс после получения от командира подразделения разрешающего документа Заведующий по По хозяйству прибытию и Тиновасова проведению Мариян Ибрагимовна работ - служба экстренного реагирования – 112, Управление МВД Российской Федерации по г.Махачкала – 102; 99‒60‒47; 99‒48‒40 МКУ «ЕДДС г.Махачкалы» – 67-21-23; 67-2153 Управление образования г.Махачкалы - 6706-08 При угрозе возникновения аварии на энергетических, инженерных и технологических системах 1. Оценить обстановку и ее возможные последствия в случае аварии 2. Организовать: наблюдение за опасным участком; вывод сотрудников и обучающихся из опасной зоны Директор Валиева Патимат Валиевна «Ч»+15 мин., постоянно Заведующий по хозяйственной части Тиновасова Мариян Ибрагимовна При угрозе химического заражения (подхода облака, зараженного аварийно химическими опасными веществами (АХОВ1)) 1. Организовать наблюдение за обстановкой в районе образовательного учреждения. Оповестить и перевести сотрудников и обучающихся в готовность к возможным действиям в условиях ЧС Валиева Патимат Валиевна 2. Организовать выдачу сотрудникам и обучающимся средств индивидуальной защиты (сохранность СИЗ обеспечивать в режиме повседневной деятельности) Султанова Фиалка Ахмедовна постоянн о «Ч»+3 час. 3. Подготовиться к возможной герметизации Заведующий по хозяйству помещений образовательного учреждения, Тиновасова отключению вентиляции и кондиционеров, Мариян создать запас воды или готовиться к экстренной Ибрагимовна эвакуации «Ч»+4 час. 4. Подготовить медикаменты и имущество для оказания первой медицинской помощи пострадавшим «Ч»+1 час. Абрамкова Лидия Акоповна При угрозе возникновения стихийных бедствий (резком изменении температуры воздуха, сильном ветре, ливневых дождях, снегопадах и т.п.) 1. Организовать наблюдение за состоянием окружающей среды. Тиновасова постоянн о Мариян Ибрагимовна 2. Организовать посменное круглосуточное дежурство руководящего состава в образовательном учреждении. Валиева Патимат Валиевна 3. Оценить противопожарное состояние, Тиновасова образовательного учреждения; усилить контроль Мариян за состоянием коммунально-энергетических Ибрагимовна ответстве нный сетей. за пожарну ю безопасн ость и антитерр ористиче скую защищен ность 4. Обеспечить поддержание взаимодействия с управлением (отделом, сектором) по ГО и ЧС города (района) и комиссией по ЧС органа местного самоуправления. Быть в готовности к эвакуации. Валиева Патимат Валиевна «Ч»+1 час. «Ч»+3 час. постоянн о При получении анонимной информации об угрозе террористической акции на территории образовательного учреждения или вблизи от него 1. Немедленно доложить директору (заведующей) служба экстренного реагирования – 112, - Управление МВД Российской Федерации г.Махачкала – 102; 99‒60‒47; 99‒48‒40 МКУ «ЕДДС г.Махачкалы» – 67-21-23; 67-21-53 Управление образования г.Махачкалы - 67-06-08 и действовать согласно полученных от них распоряжений и рекомендаций по КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ И ВО ВРЕМЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧС (РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ) Независимо от вида ЧС при ее возникновении и ликвидации: 1. Немедленно организовать защиту сотрудников и обучающихся образовательного учреждения от поражения; 2. Провести работы по обеспечению минимального ущерба от ЧС; 3. Принять возможные меры по локализации ЧС и уменьшению размеров опасной зоны; 4. Обеспечить постоянное изучение обстановки на прилегающей территории и в помещениях образовательного учреждения для своевременного принятия мер по ее нормализации; 5. Организовать обмен информацией об обстановке с МКУ «ЕДДС г.Махачкалы». С учетом вида ЧС и особенностей ее развития выполнить: № Мероприятие Ответст венный Время исполне ния В случае срабатывания взрывного устройства 1. Немедленно приступить к организации и производству аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), сообщить о факте взрыва по телефонам экстренных служб Валиева немедлен но Патимат Валиевна При аварии на энергетических, инженерных и технологических системах образовательного учреждения 1. Оповестить персонал образовательного учреждения и организовать вывод обучающихся из опасной зоны Султанова «Ч»+15 мин. Фиалка Ахмедовна ОБЖ 2. Доложить об аварии: - служба экстренного реагирования – 112, Управление МВД Российской Федерации по г.Махачкале – 102; 99‒60‒47; 99‒48‒40; - -МКУ «ЕДДС г.Махачкалы» – 67-21-23; 67-21-53; -Управление образования г.Махачкалы - 67-06-08 Валиева Патимат Валиевна «Ч»+30 мин. 3. Выявить пострадавших при аварии, оказать им первую медицинскую помощь и направить в лечебное учреждение Абрамкова Лидия Акоповна «Ч»+1 час. 4. Организовать эвакуацию имущества и документации из прилегающих к месту аварии помещений Заведующий по по хозяйству обстано Тиновасова вке Мариян Ибрагимовна 5. При необходимости подготовиться к эвакуации обучающихся и персонала по Тиновасова обстано Мариян Ибрагимовна вке ответственный за пожарную безопасность и антитеррор истическую защищенность 6. Доложить о сложившейся ситуации, количестве пострадавших и принятых мерах по ликвидации ЧС в управление (отдел, сектор) по делам ГО и ЧС города (района), городскую (районную) комиссию по ЧС, вышестоящий орган управления образованием Валиева Патимат Валиевна «Ч»+1. 5 час. План основных мероприятий по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений наименование мероприятия цель ответственные сроки Профилактические мероприятия по предупреждению и противодействию актов террористической угрозы Проведение инструктажей: Овладение знаниями и Тиновасова 2 раза в год действия по умениями при ЧС Мариян предупреждению захвата Ибрагимовна заложников, при взрыве здания, о порядке действий при получении анонимных сообщений по телефону с угрозами совершения актов терроризма, действия при обнаружении подозрительных предметов, действия при стрельбе Проведение практических занятий: с персоналом и детьми по эвакуации из здания на случай террористического акта, с персоналом и детьми в случае захвата их в заложники, в случае обнаружения постороннего предмета Тиновасова 2раза в год Мариян Ибрагимовна ответственный за пожарную безопасность и антитеррористи ческую защищенность Проверка исправности систем АПС, оповещения, средств пожаротушения Установка видеонаблюдения (ФИО) систем 2раза в год До декабря 2021 Мероприятия по формированию навыков антитеррористического поведения Обновление информации «Безопасная Детский сад» Размещение в кабинетах ОО, на вахте, информационном стенде памяток с номерами телефонов спец.служб Информационное обеспечение профилактических мероприятий Султанова Фиалка Ахмедовна Тиновасова Мариян Ибрагимовна В года течение Проведение разъяснительной работы о необходимости размещения номеров телефонов спец.служб в сотовых телефонах сотрудников ОО, воспитанников (по согласованию с родителями) Педагоги Приобретение учебнометодической и наглядной литературы. Учебнометодических пособий по данной тематике Тиновасова Мариян Ибрагимовна 2раза в год Формирование знаний и Педагоги умений при ЧС 2раза в год Проведение родительских Информирование Педагоги собраний «Азбука родителей о действиях безопасности», «Вместе при ЧС против терроризма» 2раза в год Проведение бесед, родительских собраний, встреч с участием правоохранительных органов, представителей МЧС Туристический слет «Школа выживания» Приобретение навыков поведения в экстремальных условиях Султанова Фиалка Ахмедовна Мероприятия по антитеррористической защищенности объектов образования Организация пропускного режима Предотвращение террористических актов Тиновасова М.И. Размещение информации с телефонами экстренных служб в учебных кабинетах, на вахте, в телефонах сотрудников и учащихся (родителями) Предотвращение террористических актов Тиновасова Мариян Ибрагимовна Наблюдение за автотранспортом, находящемся в пределах зоны безопасности школы Предотвращение террористических актов Заведующий по хозяйству Ежедневно Ежедневно Обследование территории и прилегающих помещений во время проведения массовых мероприятий Предотвращение террористических актов Корректировка нормативноправовых документов, регулирующих порядок обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности при проведении праздников, спортивных и культурномассовых мероприятий. Корректировка работы на год. Обеспечение безопасности и сотрудников Тиновасова Мариян Ибрагимовна ответственный за пожарную безопасность и антитеррористи ческую защищенность Валиева Патимат Валиевна Координация работы по профилактике экстремизма, терроризма Начальник Управления образования г.Махачкалы – Дибияев Вадим Валерьевич 67-06-08 Алгоритм действий руководителя ОО Руководитель ОО: 1. утверждает порядок действий в условиях чрезвычайной ситуации и экстренной эвакуации детей и выдается под роспись каждому педагогу; 2. утверждает перечень и порядок ведения документации педагогами, другими уполномоченными лицами, ответственными за жизнь и здоровье детей в учреждении; 3. предусматривает в должностных обязанностях педагогов ответственность за обеспечение безопасности детей на территории ОО и их эвакуацию в случае чрезвычайной ситуации; 4. незамедлительно информирует о чрезвычайной ситуации (направляет экстренное извещение) службы экстренной помощи, надзорные органы, учредителя; 5.незамедлительно отдает команду педагогам о выводе детей в безопасное место для организации эвакуации; 6. при необходимости организует первую медицинскую помощь пострадавшим детям силами педагогических работников, прошедших обучение по оказанию первой медицинской помощи; -обеспечивает организацию индивидуальной работы с пострадавшими несовершеннолетними и их семьям (в случае необходимости); -проводит служебное расследование чрезвычайной ситуации и по его результатам докладывает учредителю; -докладывает начальнику чрезвычайной ситуации; Управления образования г. Махачкалы -обеспечивает питание детей сухим пайком и питьевой режим с использованием бутилированной воды индивидуальной упаковке; о в -организует передачу детей от педагога родителям (законным представителям) только по письменному заявлению родителей (законных представителей) под роспись, при согласовании с медицинским работником и при отсутствии угрозы здоровью детей; -при завершении эвакуации детей и передаче их родителям сопровождающий информирует руководителя учреждения; Алгоритм действий учителя при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации в здании школы 1. Немедленно сообщить о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации администрации школы. 2. Организовать экстренную эвакуацию учащихся из здания школы, согласно схемы эвакуации. Учитель, во время всей эвакуации, находится с учащимися. 3. При завершении эвакуации проверить наличие учащихся. О результатах проверки доложить администрации школы. 4. Обеспечить порядок на месте расположения учащихся и их безопасность. 5. Действовать согласно распоряжений администрации школы. 6. При получении сообщения об угрозе теракта по телефону, ни в коем случае не класть телефонную трубку на аппарат. Сообщить о звонке по телефонам 101, 102. Действия персонала и администрации при попытке незаконного проникновения на объект; при пожаре, стихийном бедствии; при попытке совершения (совершении) террористического акта При возникновении нештатной (аварийной) ситуации. 1. Установить максимально точно характер нештатной (аварийной) ситуации, возможные ее последствия. 2. Немедленно поставить в известность дежурного по ОО, диспетчера соответствующей аварийной службы, с указанием: - точного адреса и наиболее коротком пути следования к учреждению; полное наименование учреждения, с указанием точного расположения места аварии; - характер и возможные последствия происшедшего 3. Произвести запись в дежурный журнал о происшествии и предпринятых действиях с указанием: точного времени возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, времени и указанием номера телефона, точных данных дежурного диспетчера вызываемой службы, принятых последствий, мерах администрацией учреждения по ликвидации времени прибытия представителей спасательных и аварийных служб, с указанием фамилии старшего команды, общим количеством аварийных или спасательных команд, времени убытия и т.д. точного времени окончания работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе. времени доклада в УО об окончании работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе. 4. Постоянно поддерживать связь с учреждениями, аварийными службами и ответственным дежурным комитета по образованию до полной ликвидации последствий или происшествия. 5. Принять меры к ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения имеющими средствами и силами, согласно утвержденной Инструкции и плана работы в нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения. Руководитель учреждения обязан: После ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения. 1. Доложить по телефону об итогах ликвидации последствий возникшей нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения после окончания ликвидационных работ и итогах ликвидации в комитет по образованию. 2. В течении суток после ликвидации последствий письменно - докладной, с указанием причин, нанесенном ущербе, принятых мерах, планируемых мероприятиях по ликвидации причин и последствий нештатной (аварийной) ситуации. 3. Произвести разбор причин возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения с должностными лицами, педагогами (воспитателями). 4. Принять меры для предотвращения повторения причин возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения. Практические занятия Перед проведением занятий, связанных с практической отработкой вопросов действия. В активной фазе тренинга должны быть задействованы все учащиеся. Важно, что бы каждый учащийся получил необходимые навыки в ходе занятий (для получения наиболее важных первичных навыков рекомендуется, чтобы действия были повторены не менее 3-5 раз). Каждое занятие должно начинаться с разъяснения актуальности темы, возможных последствий для жизни и здоровья в случае неправильных действий в чрезвычайных и опасных ситуациях. Целесообразно привести примеры правильных и неправильных действий из жизни, смоделировать различные наиболее вероятные ситуации, их развитие при правильных и неправильных действиях, разъяснить причины тех или иных действий при ЧС. Все пояснения должны быть краткими, понятными для аудитории, логически увязанные с ходом занятия. Рекомендуется последовательно наращивать сложность выполняемых задач. Желательно, чтобы учащиеся освоили алгоритмы правильных действий. При этом они должны понимать, что ситуация может иметь кроме типового варианта и ряд альтернативных, которые надо вовремя отследить и принять адекватные решения на корректировку своих действий, т.е. действовать нужно быстро, четко, спокойно, но осмысленно. Желательно создать в коллективе учащихся атмосферу, в которой незнание простых истин личной безопасности является чем-то зазорным, подобно неумению считать до десяти. Необходимо перед практическими занятиями провести краткий инструктаж учащихся по мерам безопасности во избежание несчастных случаев, обеспечить необходимые меры безопасности. Темы практических занятий: 1. Тренировки по эвакуации из здания на случай террористического акта. 2. Тренировки поведения детей, в случае захвата их в заложники. 3. Тренировка в ОО в случае террористического акта в ОО. При обнаружении подозрительного предмета Действия Немедленно сообщить руководителю образовательной организации Ответственный Первый, кто обнаружит подозрительный предмет Немедленно сообщить по телефонам: Руководитель образовательной -служба экстренного реагирования–112, организации -Управление МВД Российской Валиева Патимат Валиевна Федерации по г.Махачкала – 102; 99‒60‒47; 99‒48‒40 -МКУ «ЕДДС г.Махачкалы» – 67-21-23; 67-21-53 -Управление образования г.Махачкалы 67-06-08 Учащимся и сотрудникам образовательной организации не приближаться, не трогать, не вскрывать, не перемещать находку, держаться на расстоянии не ближе 100 м. Выставить оцепление из числа сотрудников образовательной организации для обеспечения общественного порядка Мусалаева Мадина Гасан-Гусейновна ответственный за пожарную безопасность и антитеррористическую защищенность Обеспечить возможность Заместитель директора по АХЧ или беспрепятственного подъезд к месту рабочий по обслуживанию, или обнаружения опасного или заведующий хозяйством подозрительного предмета машин правоохранительных органов В случае необходимости или по Руководитель ОО указанию правоохранительных органов и спецслужб руководитель образовательной организации (далее – ОО) подает команду для осуществления эвакуации согласно плану эвакуации • • • • При поступлении угрозы по телефону Одним из распространенных в настоящее время видов террористических акций является угроза по телефону. При этом преступник звонит в заранее выбранное учреждение, организацию, объект, помещение и сообщает о заложенной бомбе или объявляет о предстоящем взрыве, предупреждает о том, сколько времени осталось до срабатывания взрывного устройства и т.п. Как правило, телефонные звонки такого рода являются анонимными, то есть злоумышленник не называет своего имени и не сообщает, почему и с какой целью он задумал совершить этот взрыв. Получателем информации об анонимной угрозе является лицо, первым снявшее телефонную трубку. В настоящее время телефон является основным каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже. Немедленно доложить руководителю ОО Кто первый подошел к телефону и или лицу, его замещающему о принял звонок. (сотрудник или поступившей угрозе учащийся) Руководство немедленно сообщает о Директор Валиева Патимат случившемся по телефонам: Валиевна -служба экстренного реагирования– 112, Управление МВД Российской Федерации по г.Махачкала– 102; 99‒60‒47; 99‒48‒40; МКУ «ЕДДС г.Махачкалы»– 67-21-23; 67-21-53; Управление образования г.Махачкалы 67-06-08; Разговор надо постараться запомнить дословно и зафиксировать его на бумаге, отметить точное время начала разговора и его окончания, запомнить и описать речь звонившего Кто ответил на звонок При получении угрозы в письменном виде Обращаться с пакетом осторожно, Кто получил письмо с угрозами поместить его в чистый полиэтиленовый пакет, ничего не выбрасывать. Постараться не оставлять на пакете своих отпечатков Предоставить пакет руководителю ОО Кто получил письмо с угрозами или лицу, его замещающему Руководство немедленно сообщает о Руководитель ОО, или лицо, его случившемся по телефонам: замещающему Максудова А.Д., -служба экстренного реагирования – 112, Мусалаева М.Г-Г. -Управление МВД Российской Федерации по г.Махачкала – 102; 99‒60‒47; 99‒48‒40 -МКУ «ЕДДС г.Махачкалы» – 67-21-23; 67-21-53; -Управление образования г.Махачкалы 67-06-08; Оказавшись в заложниках в помещениях образовательной организации ПОМНИТЕ: Ваша цель – остаться в живых, Сохранять выдержку и спокойствие, Не пререкаться с террористами, Выполнять их требования, На все действия спрашивать у террористов разрешения, Не допускать никаких действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и привести к человеческим жертвам, Помните, что получив сообщения о вашем захвате, спецслужбы начали действовать и предпримут все для вашего освобождения, При проведении операции по освобождению ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спецслужб, По возможности держаться подальше от проемов и дверей, лечь на землю лицом вниз, закрыв голову руками и не двигаться. Немедленно сообщить о готовящемся Кто первый узнал данную информацию или совершенном террористическом акте или ином преступлении руководителю ОО, или лицу, его замещающему Услышав стрельбу на территории ОО Руководитель ОО, сотрудники ОО немедленно сообщить по телефону всем сотрудникам о террористическом акте, предупредив, чтобы забаррикадировали двери в кабинеты и не выходили в коридор. Общий алгоритм действий сотрудников и учащихся школы при эвакуации при угрозе совершения террористического акт 1. Эвакуация (организованный вывод учащихся и сотрудников из школы в установленное безопасное место) объявляется директором школы или лицом, его замещающим по прямому указанию представителей правоохранительных органов или спецслужб при угрозе террористической опасности. 2. Эвакуация может быть объявлена руководством школы самостоятельно системой ВАЦАП, СМС -сообщение, если существует реальная угроза жизни и здоровью учащихся и сотрудников школы. 3. Сигнал об эвакуации подается голосом по системе голосового оповещения школы (при наличии). Сигнал дублируется нажатием кнопок «Экстренного вызова» и автоматической пожарной сигнализации. 4. Действия педагогического состава: • • Успокоить учащихся и организовано вывести их из класса (помещения школы) в установленное место. (Место сбора определяется заранее). На месте сбора проверить наличие учащихся по классному журналу, либо по специально подготовленным спискам. • • • • Убедившись в полном наличии учащихся, по команде директора школы или лица его замещающего, продолжить движение к пункту временного размещения. Сообщить родителям учащихся об угрозе теракта и месте, где находятся учащиеся. Обеспечить обогрев учащихся в холодное время любыми имеющимися средствами (одеяла, одежда). Далее действовать по указанию руководства школы Критерии медицинских травм Медицинская сортировка является одним из основных принципов медицины катастроф, основанном на необходимости оказания медицинской помощи в максимально короткие сроки возможно большему количеству пострадавших, имеющих шанс выжить. Этот принцип отличается от установки на оказание помощи единичным пораженным, с которой чаще всего и сталкивается гражданская медицина. При всегда имеющейся при катастрофах диспропорции между количеством пораженных, тяжестью повреждений и количеством медицинских сил и средств, одновременное оказание медицинской помощи всем пострадавшим практически нереально. Знаменитый русский хирург Н.И.Пирогов впервые внедрил в военнополевую хирургию и обосновал принцип сортировки раненых. Определил работу "складочного места" – прототип сортировочного пункта, указал важное обстоятельство: "Без распорядительности и правильной администрации нет пользы от большого числа лекарей, а если их к тому же мало, то большая часть раненых останется вовсе без помощи". Необходимо заранее определить место для организации сортировочной площадки и пути подъезда к ней, дополнительные площади для оказания медицинской помощи пораженным и ожидания прибытия санитарного транспорта (пункты сбора пораженных). 4. Организовать медицинскую сортировку пострадавших: - по срокам оказания медицинской помощи; - по опасности для окружающих; по очередности и характеру эвакуации. Психологическая помощь Психологическая травма или психотравма – это вред от воздействия негативных факторов на психику человека, который может способствовать развитию психических заболеваний. Часто наличие психологической травмы может привести к тому, что человеку понадобится лечение посттравматического стрессового расстройства. Психотравма всегда появляется в результате внешнего воздействия, которое несет за собой какие-то внутренние последствия. Она может быть связана как с реальной угрозой жизни человека, так и с некоторыми неблагоприятными обстоятельствами. В первом случае это может быть теракт, бомбежка или, например, изнасилование, которые объективно деструктивно влияют на жизнь и здоровье человека и могут привести к психическим заболеваниям, Чаще всего при ЧС возникает шоковая травма, при которой ребенок впадает в оцепенение, замирает, у потерпевшего наступает паралич или временная обездвиженность, т.к. одновременно возбуждены две ветви вегетативной нервной системы - симпатическая и парасимпатическая. Таким образом, при шоковой травме люди не в состоянии ни бороться, ни убегать. Необходимо помочь построить человеку эффективное взаимодействие с окружающим миром. На фоне шоковой травмы иногда развивается синдром посттравматического стресса, но человек зачастую продолжает жить своей обычной жизнью и наличие этого синдрома может проявиться не сразу. Например, спустя некоторое время в магазине или на улице раздастся резкий крик, и человек, переживший шоковую травму, впадет и состояние сильного страха и с этим состоянием вернется домой, не отреагировав свой страх в реальной ситуации, — это симптом проявления посттравматического стресса. То есть человек с синдромом посттравматического стресса постоянно находится в замкнутом круге: ярость, ужас, истощение - ярость, ужас, истощение и т. д. Помочь потерпевшему ощутить право на существование и получение психологической или другой квалифицированной помощи тогда, когда ему это понадобится. Очень важно, чтобы человек, переживший шоковую травму, чувствовал, что он со своей проблемой не одинок, что есть люди, способные оказать ему помощь. Однако помощь близких и родственников в такой ситуации зачастую бывает малоэффективной либо вообще не приносит результата. Это происходит потому, что порой родственники потерпевшего, узнав о травматическом событии, часто нуждаются в психологической помощи не меньше, чем человек, непосредственно переживший шоковую травму. Иногда даже возможна ситуация, когда родственники и близкие просто отстраняются от пострадавшего, так как боль и другие чувства, сопутствующие травматической ситуации, вызывают слишком сильный внутренний отклик у близких людей и выводят их из состояния равновесия. Таким образом, родственники фактически становятся "беспомощными помогающими" и могут еще больше усугубить и без того сложное состояние потерпевшего. Кроме того, близкие люди могут не обладать должным опытом и знаниями, которые позволили бы оказать необходимую поддержку пострадавшему, и, следовательно, могут быть не в состоянии объективно оценить ситуацию и внутренние переживания травмированного человека. К большому сожалению, способность к состраданию, сопереживанию и возможность чувствовать чужую боль пока не являются для большинства людей базовой потребностью или обязательным личностным качеством. В связи с вышесказанным, обращение к опытному специалисту при наличии у человека шоковой травмы является необходимым шагом в решении проблем, связанных с травматическим событием. Основной принцип в работе с человеком, пережившим шоковую травму, - делать мелкие шаги и очень медленно, постепенно продвигаться (как будто по капле фильтруете воду), чтобы можно было интегрировать каждое болезненное воспоминание, любой болезненный опыт. . Кроме вышесказанного необходимо соблюдать следующие принципы при работе с пострадавшим человеком: 1. Очень важно не увлечься лечением симптомов, так как это ловушка для специалиста. Можно справиться с одним симптомом, но на его месте тогда обязательно появится другой, поскольку все эти симптомы являются частью одного целого - реакцией организма человека на шоковое событие. 2. К концу каждой встречи человека, пережившего шоковую травму, необходимо возвращать в состояние стабильности и только тогда позволять ему покинуть кабинет специалиста. Если не соблюдать этот принцип, то потерпевший будет не в состоянии успешно выполнять свои ежедневные дела. 3. Работу с пережившим шоковую травму человеком необходимо строить в атмосфере полного доверия между специалистом и потерпевшим, иначе специалист может оказаться в роли агрессора и еще больше травмировать пострадавшего. Люди, пережившие шоковую травму, очень тонко чувствуют фальшь и любую неискренность окружающих. Поэтому их невозможно заставить доверять специалисту, это доверие можно только построить, выполняя обязательства, которые оговариваются обеими сторонами перед тем, как приступить к работе с шоковой травмой. 4. При работе с детьми, пережившими шоковую травму, лучшим способом наладить контакт является игра, которая доставляла бы им удовольствие. Но и при работе с взрослым человеком "внутренний ребенок" взрослого пробуждается. Поэтому обычные приемы работы при наличии шоковой травмы - это игра, игрушки, сказки, это все то, что помогает настроиться на ребенка, создает эффект резонанса, чтобы знать, как удовлетворить его потребности. Таким образом, основной подход в работе с людьми, пережившими шоковую травму, это игра, творчество и здравый смысл. ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ МЧС (пожарная) (с мобильного) 101 102 Полиция 103 Скорая медицинская помощь Служба экстренного реагирования МКУ «ЕДДС г. Махачкалы» 112 67-21-23; 67-21-53