Рабочие программы в ДОУ разработаны
на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,
образовательной программы ДОУ,региональной
образовательной программой дошкольного образования РД и
парциальными программами по всем
образовательным областям. Программы разработаны в соответствии
с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Срок реализации программ – 1год.
Рабочие программы разработаны в
соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон РФ от 29.12.2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – за- кон РФ «Об
образовании»).
2. Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.
3049-13, утверждённые постановлением Главного государственного санитарно-го
врача Российской Федерации от «15» мая 2013 года № 26 (далее - СанПиН). 3.
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до
школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М., Мозаика – Синтез,
2017.
4. Приказ Минобрнауки России от
30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в
Минюс-трероссии 26. 09. 2013 № 30038).
5. Приказ Минобрнауки России от 14.11.2013
г. № 30384 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования».
6. Основная образовательная
программа МБДОУ «Детский сад №63»
Рабочие программы определяют
содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного
учреждения. Обеспечивают развитие детей дошкольного возраста с учётом их
психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывают интересы и
потребности детей и родителей, воспитанников, приоритетные направления и культурно-образовательные
традиции.
Цели программ – создание благоприятных
условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование
основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника; - развитие личности ребёнка,
сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких
качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в
решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Задачи программ:
- забота о здоровье,
эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого
ребенка;
- создание в группах атмосферы
гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет
растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися
к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование
разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения
эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация
воспитательно-образовательного процесса;
-вариативность использования
образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с
интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к
результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию
детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение в работе детского сада
и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические
перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей
отсутствие давления предметного обучения;
- оказания помощи родителям
(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их
физического здоровья;
- единство подходов к воспитанию
детей в условиях МДОУ и семьи.
Принципы и подходы к формированию
рабочих программ:
Принцип развивающего
образования, целью которого является развитие ребенка.
Принцип позитивной
социализации ребёнка. Поддержка индивидуальности и
инициативы детей через создание условий для свободного
выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.
Принцип
возрастной адекватности образования. Обязывает педагога осуществлять
формирование способностей в соответствии с тенденциями возрастного развития
занимающихся, т.е. применительно к естественно сменяющимся периодам онтогенеза.
Принцип личностно –
ориентированного взаимодействия. Находится
в центре образования детей дошкольного возраста. Способ межличностного
взаимодействия является важным компонентом образовательной среды и
определяется, прежде всего, тем, как строятся взаимоотношения между педагогами
и детьми. В рабочих программах заложено отношение к ребёнку как к равноценному
партнёру.
Принцип педагогики,
согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог
взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их
личностные особенности.
Принцип
индивидуализации образования. Ориентация на индивидуальные особенности ребенка
в общении с ним.
Принцип интеграции
содержания образования. Интегрированное
обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает
возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные
навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Комплексно-тематический
принцип построения образовательного процесса.
Содержание
программ:
Рабочая программа для второй группы раннего возраста
обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте 2-3 лет в
соответствии с их возрастными особенностями.
Рабочая программа для младшей группы ДОУ
обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте 3 – 4 лет в
соответствии с их возрастными особенностями.
Рабочая программа для средней группы ДОУ обеспечивает
воспитание, обучение и развитие детей в возрасте 4 – 5 лет в соответствии с их
возрастными особенностями.
Рабочая программа для старшей группы ДОУ обеспечивает
воспитание, обучение и развитие детей в возрасте 5 – 6 лет в
соответствии с их возрастными особенностями.
Рабочая
программа для подготовительной группы ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и
развитие детей в возрасте 6 – 7 лет в соответствии с их возрастными
особенностями
Программы
реализуется в период непосредственного пребывания ребенка в ДОУ.
Содержание рабочих программ включает
совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям – физическому, социально-коммуникативному,
познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
ООД осуществляется через групповую, подгрупповую, индивидуальную
форму организации детей при этом используются следующие формы работы: беседа,
игра, педагогические ситуации, экспериментирование, поиск, праздник.
Образовательная деятельность осуществляется в ходе режимных
моментов, в совместной деятельности педагога и детей: игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения.
Для реализации рабочих программ имеется
учебно-методическое и информационное обеспечение. Реализуется тесное
взаимодействие с семьями детей по реализации рабочих программ.
Таким образом, решение программных задач
осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной
деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования.
В
программах обозначены формы работы для построения педагогического процесса.